Лечимся дома
Назад

Танцевальная терапия: как танцы украшают нашу жизнь?

Опубликовано: 18.06.2020
0
0

Для детей дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей до­школьного возраста. Основные задачи:

  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • реализация творческой составляющей;
  • ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
  • коррекция уровня самосознания и самооценки;
  • формирование чувства ритма;
  • совершенствование навыков социализации.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

Заминка

Время: 5 минут.

Цели:

  • восстановить дыхание;
  • снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
  • закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.

Как проводятся тренинги, сеансы, занятия

Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:

  • добровольное участие;
  • принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
  • конфиденциальность;
  • открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
  • ответственность (в точности выполнять все задания);
  • активность.

Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.

Метрическая шкала для исследования моторики детей озерецкий –гуревич

№ упр-я
/Имя
(изм.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

сек.

сек.

сек.

сек.

Кол-во попыток

сек.

Данил

20

17

8

10

55

19

25

25

4

2

20

30

Андрей

30

26

7

10

70

45

41

4

3

10

20

Арина

_

_

25

22

20

20

35

30

25

22

3

2

30

25

Вероника

35

31

90

73

40

35

2

3

10

10

Маша (10)

37

25

10

10

96

50

35

4

2

5

10

Маша (7)

35

30

10

15

60

37

29

6

2

8

12

Настя

80

55

80

1

2

5

Саша

60

50

3

Мурат

32

28

80

64

54

50

1

1

Макар

57

5

Динара

35

32

10

10

98

65

40

35

3

3

10

10

Денис

40

36

95

37

4

3

7

Егор

45

41

2

5

Михаил

52

50

20

72

63

42

2

1

10

17

Юрий

Игорь

42

38

10

16

45

31

39

33

1

1

10

15

Как показано в таблице, у большинства детей улучшились показатели оценки моторики. Так, если в начале исследования большинство ребят запутывали нитку при наматывании на катушку, тем самым делая время тестирования более длительным, то в конце исследования дети перестали путаться, что привело к лучшему результату.

Большинству испытуемых тяжело далось упражнение 8 (перепрыгивание через веревку с отрывом обеих ног от пола), чаще при прыжке отрывалась только одна нога, как в начале, так и по окончанию исследования. Всем без исключения детям больше всего понравилось упражнение 7 (попасть мячом в цель), они проявляли свои волевые способности и при неудаче все равно стремились добиться успеха.

При выполнении упражнения 6 (укладывание спичек в коробок), в начале исследования многие ребята брали несколько спичек одновременно, пальцы их не слушались, со временем результаты улучшились. Особенно поразили показатели десятилетней Марии до и после исследования. Так, в начале, монеты в коробку она собирала за 37 секунд, под конец результат сократился  до 25.

Перестав постоянно запутывать нитку при наматывании на катушку, показатель улучшился  до 96 секунд, складывание спичек в коробок (упражнение 6) ускорилось на 15 секунд. Баланс на одной ноге ребята также хорошо освоили и их результаты значительно увеличились. Улучшения не произошло только у Юры, поскольку его не удалось заинтересовать этими упражнениями в течение всего исследования.

Согласно социометрической пробе «День рожденья»  62,5 % испытуемых желают общаться с широким кругом – используются все стульчики или добавляются новые, Динара желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу, заняв только 5 стульев, остальные 5 человек (Настя, Макар, Егор, Денис и Андрей) не поняли задания и не умеют разговаривать.

Динара дистанцировала от себя все окружение, включающее и детей, и взрослых, дальше всех посадив от себя родителей. Семилетняя Маша себя представила в роли сказочного персонажа Лунтика, рассадив вокруг него всех друзей из мультфильма. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у нее потребность в общении еще не сформирована.

У Арины потребность в общении в основном с близкими родственниками и одной подругой, Мурат желает общаться в основном со сверстниками, Маша (10 лет) – с родственниками (наиболее близко располагаются дед и мама, папы нет), Данил предпочитает общение как со сверстниками, так и с родственниками (наиболее близко расположились мама и друг).

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный вид терапии опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса.

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Суть

Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

  • осознать способности и возможности собственного тела;
  • совершенствовать социальные навыки;
  • почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
  • научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.

Танцевально-терапевтические сессии с детьми с овз

Танцевальный терапевт начинает с того, что наблюдает за ситуацией. Для того чтобы изучить положение тела и картину тела детей, чтобы понять, какие танцевально-терапевтические приемы нужно применить для каждого из них. Музыка для открытия чувств постоянно используется в танцевальной терапии для детей.

Она помогает установить первоначальный контакт с детьми. Когда танцевальный терапевт танцует соло, она пробуждает интерес в детях. Но и это не всегда оказывается эффективным, и тогда она использует другие приемы. Сначала она пытается зеркально отразить детские движения, чтобы они сразу же восприняли ее. И отвечает на их сигналы, чтобы прервать их изоляцию.

Дыхание – очень важный момент для танцевальной терапии. Нужно открыть свободу дыхания, чтобы энергия пошла по телу. Дышать совместно – это один из способов тренировать дыхание достигать синхронности в совместном дыхательном ритме.

Прикосновение часто помогает в танцевально-терапевтической практике. Когда сам танцевальный терапевт показывает руками, что надо делать, то детям становится легче его понять. Кроме того, руки, которые гладят по спине, оказывают успокаивающий эффект на больною, однако для того, кто чрезмерно боязлив, прикосновение может казаться некоторой угрозой. Танцевальный терапевт должен это учитывать и осторожно подходить к тем, кто испытывает страх перед физическим контактом.

В танцевальной терапии, в особенности с детьми, очень важна тренировка телесного понимания. Аутичные дети нуждаются в помощи, чтобы понять свое тело, научиться чувствовать разные его части и телесные границы. С осознанием тела ребенок достигает понимания того, как оно функционирует. Его мускулы могут быть в напряжении или в расслаблении, руки и ноги могут сгибаться или выпрямляться.

Осознавать свое тело — означает еще и чувствовать разницу в том, идет ли он на всей стопе или на цыпочках. Дети с аутизмом имеют неправильную телесную картину. Они иногда не могут отличить себя от других людей. Телесные упражнения помогают детям понять, что ноги и руки – это их собственное тело. И тогда телесная картина будет становиться целостной. Необходимо, чтобы упражнения были направлены на имеющуюся проблему.

Поскольку дети имеют неограниченную энергию, танцевальный терапевт должен дать детям вволю побегать и попрыгать в быстром темпе, пока они не устанут, для того чтобы открыть их энергию. Он может разрешить им переходить от одного упражнения к другому. После того как дети поняли, что делать и делают сами, терапевт тихо стоит и наблюдает, что они делают и кто из них нуждается в помощи.

Каждая танцевально-терапевтическая сессия имеет определенную задачу. Так как аутичные дети имеют различные страхи, важно создать момент и переработать их на сессии. Дети зависимы от определенной структуры, и чтобы вселить в них уверенность, нужно вводить ритуалы начала и конца сессии — одинаковые каждый раз.

Для больных с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей. У некоторых пациентов само движение может вызывать боль, поэтому они очень пассивны в своих мотивациях двигаться. Лечебная гимнастика, которой занимаются такие пациенты в течение долгого времени, помогает им тренировать навыки самообслуживания в повседневной жизни.

Чтобы разработать подходящую программу, для начала необходимо выяснить, какие упражнения нравятся пациентам, а затем добавлять постепенно новые движения, которых не было раньше,  детям становится интересно и весело, благодаря чему возрастает их активность.Танцевально-терапевтическую помощь каждому пациенту нужно подбирать очень индивидуально.

Целью танцевальной терапии становится сделать телесную практику детей позитивной и реалистичной, улучшить их личную самооценку, контактность, коммуникативность, а также развить, личные качества. Чем больше пациенты раскрываются для контактов с окружающим миром, тем лучше становится их моторика, для улучшения которой пригодны любые движения.

У детей со спастическим типом церебрального паралича часто выражен очень высокий мышечный тонус и в то же время контрактура и деформация в суставах. Движения у таких пациентов очень ограничены и связаны между собой, поэтому цель танцевальной терапии –  растянуть и смягчить их, попытаться добиться стабильности в суставах, чтобы помочь детям лучше контролировать свои движения.

Средний состав участников каждой сессии составлял 4 человека, примерно одинаковых физических возможностей, не делая акцента на возраст. В силу особенностей участников, сессии длились в среднем 30 минут, поскольку присутствовала быстрая утомляемость и постоянное переключение внимания. Каждая сессия начиналась со стандартной заранее подготовленной разминки, включающей в себя дыхательные упражнения, упражнения на осознание частей тела, развитие мелкой и крупной моторики, перекрестные движения (т.к.

Цель: улучшение работы мелкой и крупной моторики, развитие воображения, снижение уровня тревожности, раскрепощение, улучшение настроения.

  1. Разминка.
  2. Работа с мелкой моторикой.
  3. Работа с тканью.
  4. Дыхательные упражнения.

Детям была роздана ткань в соответствии с их предпочтениями. Ведущий показал как ткань может превратиться в «крылья», включил музыку детской тематики (поскольку классическую музыку испытуемые не приняли) и ребята стали танцевать и веселиться, бегая по всему залу. Затем была предпринята попытка поработать всей группой с большим отрезом ткани.

Тест тревожности (р.тэммл, м.дорки, в.амен)

Имя (изменены)

Индекс тревожности (ИТ)

До исследования

После исследования

1

2

3

Данил

14

14

Андрей

50

29

Арина

36

29

Вероника

36

21

Маша (10)

29

7

Маша (7)

36

36

Настя

50

21

Саша

Мурат

64

36

Макар

21

7

Динара

50

29

Денис

64

43

Егор

57

29

Михаил

36

36

Юрий

Игорь

21

14

Данные таблицы показывают, что уровень тревожности детей после проведения исследования снизился. Так, тревожность Данила осталась неизменной на низком уровне, тревожность Андрея снизилась до среднего уровня, тревожность Арины снизилась, но осталась на среднем уровне, тревожность Вероники, Марии (10 лет)

Этапы лечения

1. Осознание

Главная задача — пациент через танец должен осознать, кто он на самом деле, чего хочет, свои желания и ценности, чувства, потребности, страхи. Параллельно такая же работа ведётся с телом: отслеживание дыхания, оттачивание движений, контроль пульса и давления.

2. Выражение

После осознания пациент учится выражать в танце свои эмоции, чувства и желания. Он может изложить с помощью тела то, что не способен высказать словами. Это избавляет от психологической и мышечной зажатости.

3. Аутентизм

С помощью спонтанных импровизаций психотерапевт способен проникнуть в самые глубинные и потаённые уголки подсознания пациента. Иногда данный этап сравнивают по эффективности с гипнозом.

Выводы

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что танцевально-терапевтические сессии оказали положительное влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, у  большинства испытуемых улучшилась способность к равновесию (увеличилось время удержания равновесия в стойке на одной ноге), улучшилось состояние мелкой моторики (сократилось время выполнения упражнений с мелкими предметами); движения, мимика, жесты стали более живыми, энергичными, жизнерадостными, улучшилось эмоциональное состояние испытуемых (на основании анализа использования цветов в рисуночном тесте «Жар-птица»).

Наблюдение также показало, что дети стали больше улыбаться и смеяться, задействовать все пространство во время танца. У мальчика Андрея появилась собственная речь, хотя до начала танцевально-терапевтических сессий его речь была только эхолалична. Если раньше мальчик только повторял за взрослыми, сейчас он стал более самостоятельным в выборе собственных движений.

Десятилетняя Маша показала отличные результаты при работе с моторикой, ее показатели значительно улучшились. К сожалению, результаты работы не всех детей можно было оценить, поскольку некоторые (Юра, Саша, Денис) не понимали, что от них требуется или не хотели выполнять задания. Но без сомнения, все без исключения дети почувствовали радость от движения и стали более раскованными и веселыми.

Поделиться
Похожие записи